Индекс качества магазина на Market Yandex Go

Индекс качества — число от 0 до 100. Он показывает, насколько хорошо магазин работает с заказами.

Индекс качества и рейтинг — это разные вещи

Индекс качества автоматически рассчитывает Market Yandex Go и его видно только вам. Рейтинг — это усредненная оценка покупателей, и его видно всем.

Сейчас индекс качества рассчитывается только для FBS-магазинов.

Где посмотреть

Индекс отображается на сводке магазина. Если нажать Смотреть детали, откроется страница, на которой можно увидеть динамику индекса, из чего он состоит, а также рекомендации.

Чтобы увидеть все заказы, повлиявшие на индекс качества, нажмите Скачать отчет.

Индекс начнет отражаться в кабинете после того

Как будут выполнены 10 заказов.

На что влияет индекс качества

С 1 июля 2025 года

Если индекс качества вашего магазина опустится ниже 40, через 24 часа после этого магазин будет отключен, а ваши товары будут скрыты с витрины на 7 дней.

Как поддерживать высокий индекс

Чтобы индекс не опускался ниже 95, следующие показатели не должны превышать контрольные значения:

Показатель

Советы

Не более 4% заказов, не отгруженных вовремя

Отгружайте заказы строго в плановые даты, которые указаны в поле Плановая дата отгрузки на странице заказа в кабинете.

Обращайте внимание на время работы пункта отгрузки и на окно отгрузки. Приезжайте заранее, чтобы успеть отгрузить заказы.

Учитывайте, что ранние отгрузки крупногабаритного товара и переносы сроков отгрузки любого товара так же негативно влияют на индекс качества, как и опоздания.

Отгружайте заказы в назначенное место. Если привезти не туда — это не будет считаться вовремя отгруженным заказом и повлияет на индекс качества. До отгрузки внимательно проверяйте все данные по отгрузке в кабинете.

Не более 2% заказов, отмененных по вашей вине

Остатки

  • Своевременно обновляйте данные об остатках, чтобы при поступлении заказа не оказалось, что товара нет на вашем складе. Актуализировать остатки нужно в соответствии с фактическим наличием и оборотами.
  • Регулярно сверяйте информацию о наличии товара у поставщиков.
  • Старайтесь не размещать товары, которые пользуются большим спросом, но которых при этом осталось мало на складе.
  • Если вы размещаетесь на нескольких площадках, рассчитывайте остатки с учетом числа заказов, поступающих вам через все точки продаж.
  • Регулярно проводите инвентаризацию остатков на складе и проверяйте, нет ли повреждений товаров и упаковки.

Режим работы и логистика

  • Вовремя принимайте заказы.
  • Не забывайте передавать статус Готов к отгрузке после распределения грузовых мест.
  • Заранее проставляйте выходные и праздничные дни, чтобы не получать в них заказы. Если заказ уже получен до выставления выходного дня, не забудьте его отгрузить.
  • Если вы понимаете, что из-за проблем (технические сбои, форс-мажоры, отсутствие сотрудников) не можете обрабатывать заказы, сразу отключайте магазин.
  • Если вы не можете отгрузить товары из-за проблем на сортировочном центре или в пункте приема заказов, то фиксируйте (скриншотами, на фото или видео) происходящее и как можно скорее информируйте службу поддержки, чтобы мы успели разобраться до того, как ситуация повлияет на индекс качества.

Упаковка

  • Обращайте внимание на правила упаковки товаров при отгрузке на сортировочные центры и пункты приема.

  • Распечатывайте и клейте ярлыки так, чтобы не возникало ошибок при их считывании.

Цены

  • Регулярно обновляйте цены — особенно если они зависят от курса валют.

  • Когда добавляете новый товар в каталог, проверяйте, соответствует ли он карточке, на которую вы его размещаете.

  • Обращайте внимание на условия проведения промо-акций, распродаж и следите за уведомлениями о них: например, мы предупреждаем, когда выставленная при заведении товара цена слишком низкая.

Как оспорить изменение индекса

Если вы считаете, что индекс качества снижен несправедливо, сообщите об этом Market Yandex Go.

В кабинете выберите Сводка → Индекс качества → Смотреть детали → Оспорить индекс.

Как рассчитывается индекс качества

Вы можете воспользоваться приведенными ниже формулами, если хотите проверить расчет своего индекса. Удобнее всего это делать с помощью специального Excel-файла, в который уже введены все формулы. Чтобы его получить, откройте раздел Сводка в кабинете, найдите виджет Индекс качества и нажмите Скачать отчет.

Расчет индекса в общих чертах устроен следующим образом:

  • вначале вычисляется доля не вовремя отгруженных заказов;
  • затем — доля заказов, отмененных по вине продавца;
  • из того и другого определяется точное значение индекса.

Какие заказы влияют на индекс

В расчете участвуют заказы, первоначальная плановая дата отгрузки которых приходилась на последние 7 дней, не включая сегодняшний.

Если за последние 7 дней должно было быть отгружено меньше 50 заказов, в расчет принимаются предшествующие отгрузки — так, чтобы набралось 50.

Вес дней или заказов

Разные дни и разные заказы оказывают разное влияние на индекс качества. Наибольший вес имеют самые последние, наименьший — самые давние.

Если индекс рассчитывается за 7 дней, последний день получает вес 7, а самый давний — 1:

День

Вес

Вчера

7

Позавчера

6

Три дня назад

5

Четыре дня назад

4

Пять дней назад

3

Шесть дней назад

2

Неделю назад

1

Если индекс рассчитывается по 50 заказам, вес получает каждый заказ. Последний заказ получает самый большой вес, а самый давний весит меньше всех:

Заказ

Вес

Последний

50

Предпоследний

49

Предпредпоследний

48

...

...

Самый давний из этих пятидесяти

1

Выстраивание заказов по порядку для определения их веса происходит в два этапа:

  • вначале заказы выстраиваются по дате отгрузки;
  • затем внутри каждого дня — по дате оформления.
Пример

Предположим, за последние 7 дней должно было быть отгружено 40 заказов. Это меньше, чем 50, поэтому в расчете будут участвовать и более ранние заказы.

Самыми последними будут считаться заказы с плановой датой отгрузки накануне расчета. Внутри этой даты они будут сортированы по моменту оформления.

Например, накануне расчета индекса было 7 заказов. Тот, что был оформлен последним, получит вес 50. Следующий за ним — 49, следующий — 48 и так далее до 44. Затем последуют заказы, отгруженные днем ранее.

Вот полный пример:

День

Количество заказов к отгрузке

Какой вес будут иметь эти заказы

Вчера

7

50, 49, 48, 47, 46, 45, 44

Позавчера

5

43, 42, 41, 40, 39

Позапозавчера

4

38, 37, 36, 35

4 дня назад

7

34, 33, 32, 31, 30, 29, 28

5 дней назад

5

27, 26, 25, 24, 23

6 дней назад

6

22, 21, 20, 19, 18, 17

Неделю назад

6

16, 15, 14, 13, 12, 11

8 дней назад

4

10, 9, 8, 7

9 дней назад

5

6, 5, 4, 3, 2

10 дней назад

7

1

Из семи заказов, отгруженных 10 дней назад, в список уместился только один — оформленный позже остальных.

Доля не вовремя отгруженных заказов

К не вовремя отгруженным относятся заказы, которые:

  • не были отгружены и после плановой даты отгрузки были отменены;
  • были перенесены в другую отгрузку;
  • были отгружены раньше или позже планового времени отгрузки — если в заказах крупногабаритные товары;
  • были отгружены позже планового времени отгрузки — при отгрузке заказов со стандартными товарами в сортировочный центр или пункт приема.

Чтобы увидеть, какие из ваших заказов Market Yandex Go считает не вовремя отгруженными, откройте Сводку в кабинете, найдите виджет Индекс качества и нажмите Скачать отчет. Список будет на листе Не вовремя отгруженные заказы в блоке Информация по заказам.

Расчет

Доля не вовремя отгруженных заказов рассчитывается с учетом веса дней (если расчет по семи дням) или веса заказов (если расчет по пятидесяти заказам).

  1. Для каждого из дней возьмите общее число заказов и умножьте на вес соответствующего дня. Например, если в последний — самый важный — всего должно было быть отгружено 27 заказов, это даст 27 × 7 = 189. Всего у вас получится семь чисел.
  2. Сложите эти числа вместе и запишите в знаменатель дроби.
  3. Для каждого из дней возьмите число заказов, отгруженных не вовремя, и умножьте на вес соответствующего дня. Например, если в последний день вы не вовремя отгрузили 2 заказа, это даст 2 × 7 = 14. Так получится еще семь чисел.
  4. Сложите эти числа вместе и запишите в числитель дроби.

Формула получается такая:

НОЗ=НВ7/times7+НВ6×6+...+НВ1ВСЕГО7/times7+ВСЕГО6×6+...+ВСЕГО1НОЗ = \frac{НВ_{7}/times7+НВ_{6}\times6+...+НВ_{1}}{ВСЕГО_{7}/times7+ВСЕГО_{6}\times6+...+ВСЕГО_{1}}

В ней:

  • НВ — количество не вовремя отгруженных заказов в каждый из дней. Индекс обозначает день. 7 — последний, 1 — самый давний.
  • ВСЕГО — общее количество заказов, отгруженных в каждый из дней. Индекс обозначает день. 7 — последний, 1 — самый давний.
  • НОЗ — доля не вовремя отгруженных заказов.
  1. Сложите веса всех пятидесяти заказов (получится 1275) и запишите в знаменатель дроби.
  2. Сложите веса всех не вовремя отгруженных заказов. Например, если вы не вовремя отгрузили самый давний и самый последний заказ, получится 1 + 50 = 51. Запишите сумму в числитель дроби.
Если непонятно, где взять вес заказа

Пронумеруйте эти пятьдесят заказов числами от 1 до 50, где 1 — это самый давний, а 50 — последний. Получится, что номер — это и есть вес.

Заказы, отмененные по вашей вине

Заказ считается отмененным по вашей вине, если вы:

  • отменили его после оформления, потому что не смогли выполнить (например, всех товаров нет в наличии или они оказался поврежденными);
  • удалили один или несколько товаров из заказа из-за их отсутствия на складе или повреждения.

Доля таких заказов рассчитывается точно так же, как доля не вовремя отгруженных заказов.

Расчет самого индекса

Сам индекс вычисляется в два этапа:

  • вначале определяется интервал, в который попадет значение индекса;
  • затем просто для наглядности вычисляется точное значение индекса.

Определение интервала индекса качества

Интервал определяется очень просто — по таблице. Каждому значению доли не доставленных вовремя и отмененных заказов соответствует определенный диапазон значений индекса.

Возможные значения индекса

Доля не вовремя отгруженных заказов

Доля заказов, отмененных по вине магазина

95–100

< 4%

< 2%

80–94

4–15%

2–7%

60–79

15–20%

7–10%

40–59

20–50%

10–25%

< 40

> 50%

> 25%

Если значения долей указывают на разные интервалы, индекс попадет в тот, что лежит ниже.

Например, если доля не вовремя отгруженных заказов составляет 17%, а доля отмененных заказов — 5%, значение индекса окажется где-то между 60 и 79.

Дальнейшие математические операции нужны исключительно для получения единого числа, на которое удобно ориентироваться. Они потребует небольшой арифметической сноровки.

Вычисление точного значения индекса качества

Чтобы получить точное значение индекса, первым делом нужно посчитать позицию конкретного значения каждой из долей внутри своего диапазона. Это число от 0 до 1. Ноль обозначает самую низкую позицию, единица — верхнюю.

Например, представим себе, что доля не вовремя отгруженных заказов составляет 17,5%. Таблица выше показывает, что это число попадает в интервал от 15 до 20%. Так как оно лежит ровно посередине этого интервала, его позиция равна 0,5. Позиция числа 15 в интервале равна нулю, позиция числа 20 — единице.

Рассчитывается позиция так:

П=ВЕРХxВЕРХНИЗ,П=\frac{ВЕРХ - x}{ВЕРХ-НИЗ},

где ВЕРХ — верхняя граница интервала, НИЗ — нижняя, а x — доля заказов, отгруженных не вовремя, или заказов, отмененных по вине магазина.

Если доля соответствует более высокому диапазону индекса качества, чем тот, в котором находится его значение, ее позиция считается равной единице.

Пример

Представим, что доля не вовремя отгруженных заказов составляет 3%, а доля отмененных заказов — 7%. Интервал индекса — от 80 до 94. Так как доля не вовремя отгруженных заказов указывает на более высокий интервал индекса качества, ее позиция равна 1.

Получив позицию для не вовремя отгруженных (ПНОЗ) и отмененных по вине магазина (ПОВМ), нужно рассчитать их среднее:

Пср=ПНОЗ+ПОВМ2П_{ср}=\frac{П_{НОЗ}+П_{ОВМ}}{2}

После этого индекс качества рассчитывается по формуле:

И=Иниз+(ИверхИниз)×Пср,И=И_{низ} + (И_{верх}-И_{низ})\times П_{ср},

где Иниз — нижняя граница интервала индекса качества, Иверх — верхняя граница, Пср — среднее значение между двумя позициями.

Вы будете получать до 50% от среднего числа заказов в день за последние две недели до отключения.

Больше 70 см по одной из сторон или тяжелее 15 кг.