Онлайн-платежи

Как происходит оплата покупок онлайн

Обычно при покупке в интернете:

  1. Покупатель выбирает товары или услуги.
  2. Интернет-магазин подсчитывает сумму к оплате.
  3. Покупатель соглашается оплатить покупку и вводит в форму платежные реквизиты.
  4. Банк или платежная система подтверждает личность покупателя, наличие средств на счете или достаточный кредитный лимит.
  5. Продавец оформляет продажу. Банк или платежная система перечисляет деньги со счета покупателя на счет продавца.

Какие данные нужны для оплаты

Внимание. Для онлайн-платежа не требуется адрес, паспорт и другие персональные данные. Не вводите их в формах оплаты.

Для онлайн-оплаты нужно указать в форме:

  • номер карты;
  • имя держателя (не во всех случаях);
  • срок действия карты: месяц и год;
  • код CVC/CVV.

Эти данные не хранятся на сайте продавца, а передаются платежной системе. Система выполняет авторизацию пользователя и проверяет средства на счете либо лимит по кредитной карте.

Как банк защищает платежи

Большинство банков используют двухфакторную аутентификацию с помощью технологии 3-D Secure . Перед операцией банк высылает клиенту SMS или push-уведомление с кодом. Если ввести неверный код — транзакция прервется. На картах одних банков 3-D Secure подключена по умолчанию, для других ее нужно активировать.

Примечание. Не все интернет-магазины поддерживают 3-D Secure. Кроме того, код обычно не высылается, если карта привязана к магазину.

Как обеспечить безопасность при оплате онлайн

Защитите интернет-соединение и устройство
  • Для входа в интернет-банк или оплаты онлайн используйте надежный Wi-Fi, проводной или мобильный интернет. Бесплатный Wi-Fi с общим доступом небезопасен.
  • Убедитесь, что соединение защищено: используется протокол HTTPS, в адресной строке отображается значок безопасности в виде закрытого замка. Если вместо сайта появилось предупреждение о мошеннической странице, ничего не платите и закройте страницу.
  • Включите защиту браузера, например защищенный режим системы Protect в Яндекс Браузере или расширение Kaspersky Protection.
  • Установите на устройство антивирус.
Защитите платежи
  • Делайте покупки только на проверенных сайтах, которые поддерживают технологию 3-D Secure (подтверждение платежа с помощью кода).
  • Устанавливайте только официальные приложения интернет-банков. Не скачивайте файлы с расширениями .ipa и .apk с файлообменников.
  • Храните карты в проверенных и надежных браузерах, сервисах, приложениях.
  • Защищайте платежи с помощью Touch ID или Face ID.
  • Не регистрируйтесь в интернет-магазинах через аккаунты социальных сетей. Мошенники собирают в соцсетях персональную информацию, часто взламывают страницы.
Проверяйте и оберегайте данные
  • Проверяйте сумму платежа на странице, где вводите данные карты.
  • Вводите в форме оплаты только сведения, необходимые для платежа (номер карты, имя держателя, срок действия, код).
  • Когда приходят SMS и push-уведомления с кодом, проверяйте отправителя и сумму. Будьте внимательны, чтобы не стать жертвой телефонного или сетевого мошенничества.
  • Никому не сообщайте коды и пароли из уведомлений. Сотрудники банка и иных легальных организаций никогда не просят сообщить им код или пароль, так делают только мошенники.
Защитите деньги на счете
  • В интернет-банке настройте уведомления об операциях. Так вы вовремя заметите мошеннические действия.
  • Не привязывайте к интернет-магазину основную карту. Заведите отдельную карту для платежей онлайн, привязывайте ее к магазинам и установите для нее лимит операций.

Что делать, если без вашего ведома списаны деньги

Срочно свяжитесь с банком: позвоните по официальному номеру или напишите в чат в приложении. Заблокируйте карту или счет. В течение 24 часов заявите, что деньги списали без вашего согласия.

Примечание. Если вы нарушили порядок использования карты (например, сообщили проверочный код позвонившим мошенникам) и из-за этого кто-то совершил операцию без вашего согласия — вам не вернут средства.