Yandex Uzbekistan представил первый отчёт в сфере устойчивого развития. Отчёт описывает проекты, которые помогают решать социально-значимые задачи. Сервисы компании, в частности, создают возможности для развития образования и занятости сотен тысяч узбекистанцев. Так, в этом году Yandex Uzbekistan открыл первую в стране школу для подготовки элитных специалистов в сфере ИИ, а партнёры компании смогли заработать более $340 млн в первом полугодии 2025 года (+50% к аналогичному периоду 2024 года). Важным направлением работы компании также является развитие узбекского языка и культуры в цифровой среде: например, Yandex Search сделал 11,6 млн текстов из интернета доступными на узбекском, а Yandex Maps дополнил цифровую карту страны 27 трёхмерными моделями архитектурных памятников.
IT-образование и подготовка кадров
Одним из ключевых направлений стратегии устойчивого развития Yandex Uzbekistan является поддержка образования. Компания проводит бесплатные курсы по программированию для школьников, обучает работе с нейросетями и Python учителей, организует оплачиваемые стажировки и интенсивы по разработке для специалистов. Также в 2025 году компания провела конкурс Yandex Uzbekistan Coding and Math Contest, который собрал 87 финалистов, и поддержала международную программу Technovation Girls, где более 1,5 тысяч участниц из Узбекистана представили 329 собственных проектов. В октябре 2025 года начала работу Yandex ML School, первая в стране школа подготовки специалистов по искусственному интеллекту, реализуемая совместно с New Uzbekistan University, — на обучение подали около 3 тысяч заявок. Кроме этого, компания проводит хакатоны в регионах, где участники разрабатывают решения для умного города, повышения безопасности, развития инклюзии.
Поддержка партнёров и бизнеса
Ещё один приоритет Yandex Uzbekistan — поддержка платформенной занятости и создание решений, которые помогают узбекистанцам зарабатывать и строить бизнес. Летом 2025 года компания первой в стране автоматизировала уплату налогов для самозанятых водителей и курьеров, которые выполняют заказы через Yandex Go. Это снизило административную нагрузку на исполнителей. В 2024 году водители и курьеры, сотрудничающие с Yandex Go, и партнёры сервисов заработали $500 млн, а в первом полугодии 2025 года — $340 млн, что на 50% больше, чем годом ранее в этот же период.
Малому и среднему бизнесу доступны нейросетевые инструменты Yandex Ads, возможности сервисов Yandex Maps и Yandex Go — для упрощения продвижения и логистики, а также облачная платформа Yandex Cloud. С её помощью можно автоматизировать работу колл-центров и подключать голосовых ассистентов, в том числе на узбекском языке.
Развитие узбекского языка и культуры
Yandex Uzbekistan развивает цифровую среду на узбекском языке и поддерживает национальную культуру. В 2025 году Yandex Search начал работать на основе нейросетей, обученных на узбекском языке. Обновление сделало 11,6 млн текстов доступными узбекистанцам на родном языке.
Развитию музыкальной индустрии страны способствует сервис Yandex Music. Проект UCHQUN, запущенный в 2025 году, и система персональных рекомендаций My vibe на основе ИИ, помогает узбекистанским артистам продвигать свою музыку и находить новых слушателей. Yandex Books поддерживает книжную индустрию: в его каталоге уже более 900 книг на узбекском языке.
Yandex Maps, в свою очередь, дополняет цифровую карту страны трёхмерными моделями архитектурных памятников Ташкента, Самарканда, Бухары и Хивы. Сегодня в сервисе представлены 27 детализированных 3D-объектов, включая площадь Регистан, ансамбли Пои-Калон и Ляби-Хауз, минарет Кальта-Минор и базар Чорсу.
Социальные и благотворительные проекты
С 2023 года Yandex развивает постоянную программу поддержки НКО: бесплатными поездками и доставками в Yandex Go пользуются 7 организаций. Всего по программе выполнено более 25 тысяч поездок и 1,4 тысяч доставок. Также компания сотрудничает с поисковым отрядом UzAlert: более 27 тысяч водителей и 2 тысяч курьеров получают уведомления о пропавших людях, расширяя охват поисков. В рамках ежегодной акции «Щедрый ноябрь» пользователи и сервисы Yandex Go собрали и направили 189 млн сум четырём фондам: «Дом мамы», Teach for Uzbekistan, ONA и Sharoit Plus.
Одним из примеров стратегического сотрудничества Yandex Uzbekistan в социальной сфере является проект по организации поездок для школьников с инвалидностью, реализованный совместно с Национальным агентством социальной защиты в 14 городах. Инициатива направлена на повышение доступности образования для детей с особыми потребностями через предоставление комфортного транспорта.
«Социальное такси — это пример эффективного взаимодействия между государственными органами и частным сектором. Благодаря таким проектам технологии действительно начинают работать на благо людей. Важно, что Yandex Uzbekistan не только успешно развивает свои сервисы и создаёт возможности заработка, но и задумывается о том, как технологии могут помочь обществу. Публикация ESG-отчёта — хороший пример открытости и ответственности бизнеса перед сообществом», — отметил Усман Шарифходжаев, заместитель директора Национального агентства социальной защиты.
Городская среда и безопасность
Yandex Uzbekistan также работает над развитием безопасной, экологичной и комфортной городской среды. Сегодня в Ташкенте можно отслеживать движение автобусов, сигналы светофоров и маршруты скорой помощи. Для повышения безопасности на дорогах Такси использует технологии, которые фиксируют отклонения от маршрута и резкие манёвры, а самокаты имеют ограничение скорости. Также в Такси действует тариф «Электро» с электромобилями, снижающими уровень выбросов и шумового загрязнения.
Цифровая доступность
Yandex Uzbekistan стремится сделать сервисы удобными для всех пользователей, включая людей с особыми потребностями. На конец июня 2025 года 9 сервисов Yandex были адаптированы для незрячих пользователей, а на Yandex Maps размещено более 19 тысяч карточек организаций с информацией о доступности мест для маломобильных людей.
Такси в Yandex Go также внедряет решения для повышения комфорта пассажиров и водителей с особыми потребностями. С апреля 2023 года пассажиры с особыми потребностями совершили более 535 тысяч поездок через Такси. При оформлении заказа им доступны специальные опции — например, «Буду с инвалидным креслом». Для водителей с нарушением слуха адаптировано приложение Yandex Pro: добавлены световые сигналы, визуальные уведомления и чат для общения с пассажирами.
Полный отчёт в сфере устойчивого развития Yandex Uzbekistan доступен по ссылкам: версия на русском языке, версия узбекском языке.
Контакты
Пресс-служба компании Yandex Uzbekistan
Электронная почта: pr_uz@yandex-team.com